Милиционер у входа во Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства вовсю свистит в глиняную свистульку в виде пестрой
лошадки.
- Выставка уже открылась?
- А разве вы не видите, во что я свищу?
В залах на втором этаже посетители впадают в детство - столько веселых
и нарядных игрушек на любой вкус! Есть тут дореволюционные богородские
медведи-кузнецы и барышни-модницы из Сергиева Посада - образцы музейной
коллекции, собранные во время многочисленных экспедиций, а также подаренные
коллекционерами. Но подавляющее большинство - новые изделия: манят нижегородские
и костромские свистульки, скачут дымковские кони, пляшут филимо-новские
девчата, пестрит игрушечный базар - из калужской деревни Хлуднево, из
Шацка, Гатчины, Семенова...
В наше время в условиях рынка судьба игрушечного промысла складывается
драматично. Не отвечая вкусам потребителя, отравленного современной массовой
культурой, многое может уйти в небытие. Поэтому одной из главных задач
выставки стало привлечение внимания общественности к проблемам сохранения
традиций русской игрушки.
Скажем, плешковский промысел - один из древнейших в центре России. Деревня
Плешково (Ливенский район Орловской области) известна с XVII века. По.
преданию, вокруг деревни стояли леса, а в этогм месте из-за скудости земли
образовалась "плешь". Да вот глина оказалась там замечательная,
розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. С давних времен
славились плешковские горшки да квасники. "Посуду делали, что звон",
- вспоминают старожилы. А детям на потеху - игрушки-свистульки. Вон их
сколько на выставке! И у милиционера в руках она, плешковская.
Важно замер баран - символ жизненного успеха, богатства и знатности;
пламенеет петух - древний оберег, олицетворяющий весну и плодородие, а
рядом - таинственные русалки, задорные кони - знак неба и солнца, свершающего
путь по небу на колеснице... И, наконец, плешковская баба - хранительница
очага, отголосок языческого культа, где земля и женщина были слиты в едином
значении - "Мать-Сыра Земля".
Плешковский стол на выставке самый веселый. Здесь вся дружная семья народных
мастеров Фроловых. Александр Викторович дает пояснения насчет традиций
промысла, жена Наталья Николаевна - пламенный мотор всей артели! - не
только игрушки лепит, но и балалайку сама расписала, а играет на ней сын
Александр.
Дочурка Аннушка сегодня очень серьезная - на столичной выставке ходит
в народном костюме с бусами и ленточкой вокруг головы. А зазвенела гитара
в руках брата, и Аннушка вся преобразилась, снова стала сама собой и так
озорно запела частушки, что мы хохотали до слез. Щедро одарил талантами
Господь эту семью. Их работы можно видеть в музеях, на выставках и фольклорных
праздниках и у нас, и за рубежом - большим успехом плешковские игрушки
пользовались на фестивалях в Германии, Франции, США, Италии. Приобрел
их творения и знаменитый Гессенский музей кукол (Германия).
Русская народная игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить
первоз-данность, уходящую в глубь веков, когда подобные символы участвовали
в магических обрядах, несли в себе знаки тотемов и богов.
Художественное кредо выставки ясно прозвучало в словах Натальи Фроловой:
"Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни
в надежде обрести будущее, сохранив при этом национальное достоинство.
Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком
пути".
Дети
и взрослые весело свистели в залах выставки. И мне вспомнилось, что в
орловских краях весной празднуют "Свистунью" -звонным свистом
выгоняют из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось.
Владимир ДАГУРОВ,
обозреватель "Ф".
Фото: Юрки ТРУБНИКОВ. На фото:
1. Песня детства.
2. Семья народных мастеров Фроловых.