Малоархангельский район издавна богат глиной, которая отличается чудесными
пластическими качествами, имеет белый цвет со слегка розоватым оттенком.
В старину промысел был обширный. Гончарное производство особенно процветало
в деревнях Каменке и Гнилуше. Мастера из этих деревень привозили в город
Малоархан-гельск на ярмарку игрушки-свистульки в виде барашков, уточек.
Обычай требовал, чтобы все от мала до велика свистели, это усиливало веселье,
создавало праздничное настроение.
На выставку декоративно-прикладного искусства Орловщины в Москву Ольгу
Михайловну Степанову, преподавателя Малоархангельской школы искусств,
пригласили участвовать организаторы и спонсоры выставки - Российское товарищество
по возрождению малых городов и сел и его орловский филиал. Учащиеся школы
и Степанова показали свои первые игрушки из глины, скромные, но привлекательные.
Впервые на выставке Ольга Михайловна увидела плешковские и ново-сильские
игрушки семьи Фроловых. Большое впечатление на нее произвела и сама Наталья
Нико-лаевна, статная русская красавица. Ее увлекательные рассказы о работе
над возрождением двух промыслов всколыхнули дремавшие творческие замыслы.
Родилась идея освоить и возродить свой промысел игрушки в Ма-лоархангсльске.
Но уже не у кого было перенимать секрет. Пришлось искать самой. Приехав
из Москвы, до трех часов ночи билась над свистком. Засвистел один кисочек
глины, потом ожил второй, третий... Теперь Уже чисто и звонко на разные
лады свистят свистульки Степановой.
Прочитала много литературы. Освоила свисток жбанниковский. абашев-ский,
каргопольский, да-же узбекский. Изучили курские, калужские, нижегородские
свистульки. Долго искала. И родилась малоархангельская игрушка заново.
Перепробовала разные варианты решения игрушки в цвете, раскрашивала масляной
краской, бронзовой, серебряной. Остановилась на самом простом - гуаши,
а лаком закрепляла краску. Дымковскую иг-рушку грунтуют перед раскрашиванием.
Степанова же свою игрушку не грунтует, старается оставить и даже подчеркнуть
красивый естественный цвет глины.
Испокон веков сложилось, что в любом гончарном центре на Руси бабы, барыни,
красавицы наиболее ярко представляли лицо промысла, плеш-ковского ли,
чернышен-ского. Всюду их лепили на свой лад, соответственно местной традиции
и представлениям о красоте. Немалую роль при этом играло и качество самой
глины. В Филимонове особо пластичная, отсюда вытянутые пропорции игрушки.
Карго-польская глина упруга - игрушки коренастые. емких форм. А в Малоархангельске
- глина мягкая, податливая, поэтому глиняные барышни утонченно красивые,
у них плавные, округлые плечи, руки, изысканные наряды. Узоры одежды просты:
круги, точки, полудужья, звездочки. Глаза
у игрушек веселые, живые, думающие. Через них мастерица . вдохнула душу
в свистульку.
На 2-м областном фестивале народного творчества весле этих глиняных красавиц
зрители благоговейно замирали. Эти. игрушки многозначны, полны благородного
очарования. Степановой удалось высказать из глубины веков идущие исти-ны
о женщине и ее назначении - олицетворение красоты, домовитая-хозяюшка,
модница. Статные, нарядные, полные жизненной силы - вот какие игрушки
лепит замечательная мастерица.
Но игрушки - это только этап в творчестве Степановой, а в голове У нее
зреют новые планы: освоить производство гончарной посуды, делать керамические
панно, изразцы.
Г. ТРЕТЬЯКОВА.
Ведущий специалист
областного
центра культуры.
На снимках: О. М. Степанова в творческой лаборатории в областном центре
культуры; мало-архангельские игрушки (глина, роспись).
Фото А. КАЙТУРОВА.