Орловская игрушка
БАРЫНИ БАРЫШНИ

Плешковская игрушкаКаталог 1Каталог 2Каталог 3Чернышенская игрушкаКаталог 1Каталог 2Каталог 3Антология творчестваЗаказ игрушекПисьмо мастерамСсылки

тел: (0862) 42-18-23

Спонсор ФитоАптека.ru

Орловская правда 13 сентября 1994 №166


Малоархангельский район издавна богат глиной, которая отличается чудесными пластическими качествами, имеет белый цвет со слегка розоватым оттенком. В старину промысел был обширный. Гончарное производство особенно процветало в деревнях Каменке и Гнилуше. Мастера из этих деревень привозили в город Малоархан-гельск на ярмарку игрушки-свистульки в виде барашков, уточек. Обычай требовал, чтобы все от мала до велика свистели, это усиливало веселье, создавало праздничное настроение.

На выставку декоративно-прикладного искусства Орловщины в Москву Ольгу Михайловну Степанову, преподавателя Малоархангельской школы искусств, пригласили участвовать организаторы и спонсоры выставки - Российское товарищество по возрождению малых городов и сел и его орловский филиал. Учащиеся школы и Степанова показали свои первые игрушки из глины, скромные, но привлекательные.

Впервые на выставке Ольга Михайловна увидела плешковские и ново-сильские игрушки семьи Фроловых. Большое впечатление на нее произвела и сама Наталья Нико-лаевна, статная русская красавица. Ее увлекательные рассказы о работе над возрождением двух промыслов всколыхнули дремавшие творческие замыслы. Родилась идея освоить и возродить свой промысел игрушки в Ма-лоархангсльске. Но уже не у кого было перенимать секрет. Пришлось искать самой. Приехав из Москвы, до трех часов ночи билась над свистком. Засвистел один кисочек глины, потом ожил второй, третий... Теперь Уже чисто и звонко на разные лады свистят свистульки Степановой.

Прочитала много литературы. Освоила свисток жбанниковский. абашев-ский, каргопольский, да-же узбекский. Изучили курские, калужские, нижегородские свистульки. Долго искала. И родилась малоархангельская игрушка заново. Перепробовала разные варианты решения игрушки в цвете, раскрашивала масляной краской, бронзовой, серебряной. Остановилась на самом простом - гуаши, а лаком закрепляла краску. Дымковскую иг-рушку грунтуют перед раскрашиванием. Степанова же свою игрушку не грунтует, старается оставить и даже подчеркнуть красивый естественный цвет глины.

Испокон веков сложилось, что в любом гончарном центре на Руси бабы, барыни, красавицы наиболее ярко представляли лицо промысла, плеш-ковского ли, чернышен-ского. Всюду их лепили на свой лад, соответственно местной традиции и представлениям о красоте. Немалую роль при этом играло и качество самой глины. В Филимонове особо пластичная, отсюда вытянутые пропорции игрушки. Карго-польская глина упруга - игрушки коренастые. емких форм. А в Малоархангельске - глина мягкая, податливая, поэтому глиняные барышни утонченно красивые, у них плавные, округлые плечи, руки, изысканные наряды. Узоры одежды просты: круги, точки, полудужья, звездочки. Глаза у игрушек веселые, живые, думающие. Через них мастерица . вдохнула душу в свистульку.
На 2-м областном фестивале народного творчества весле этих глиняных красавиц зрители благоговейно замирали. Эти. игрушки многозначны, полны благородного очарования. Степановой удалось высказать из глубины веков идущие исти-ны о женщине и ее назначении - олицетворение красоты, домовитая-хозяюшка, модница. Статные, нарядные, полные жизненной силы - вот какие игрушки лепит замечательная мастерица.

Но игрушки - это только этап в творчестве Степановой, а в голове У нее зреют новые планы: освоить производство гончарной посуды, делать керамические панно, изразцы.

Г. ТРЕТЬЯКОВА.
Ведущий специалист
областного
центра культуры.
На снимках: О. М. Степанова в творческой лаборатории в областном центре культуры; мало-архангельские игрушки (глина, роспись).
Фото А. КАЙТУРОВА.

 

29.10.2005

   
Hosted by uCoz