Нынешний год, объявленный годом семьи, ознаменовался в России разными
культурными событиями. Как уже сообщалось, в рамках этой программы была
показана в Центральном доме художника в Москве выставка "Отцы и дети",
отразившая преемственность поколений русских художников реалистов в области
живописи и скульптуры.
Другим важным направлением художественной и культурной жизни России явился
цикл выставок, посвященных преемственности в народном искусстве. Удивило
и обрадовало то, что несмотря на столь длительные гонения и запрещения
кустарного творчества, оно сохранилось в семьях индивидуально работающих
народных мастеров. Выставка произведений семьи Шевелевых из старинного
города Каргополя Архангельской области, показанная в Москве во Всероссийском
музее декоративно-прикладного и народного искусства, - наиболее яркий
тому пример. Гончарство здесь - дело родовое. Им занимались и продолжают
заниматься в семье Шевелевых и стар, и млад. К гончарству добавляется
еще глиняная иг-рушка, самобытная каргопольская, скупая на краски, несущая
вековую народную M.I мять.
В этой семье дружно работающих мастеров самая младшая - Лиза Шевелева.
Она умеет не только лепить и расписывать игрушку, но еще и плести из бересты
различные предметы домашнего обихода, ткать половики из ветоши и лоскута.
Безусловно, одаренность в наших детях идет в равной степени и по мужской
и по женской линии, что именно она непредсказуемым и таинственным образом
проявляется в каждой русской семье, если в ней сохраняется традиционный
уклад, здоровая среда, доброе наставничество старшими младших.
Интересным проявлением коллективного семейного творчества стала выставка
"Народное искусство Орловщины", состоявшаяся в Народной галерее
Москвы, особенно в разделе произведений, созданных семьей народных мастеров
Фроловых. Подхватив традиции почти угасшего (оставалась од-на-единственная
нетрудоспособная мастерица) промысла плешковской глиняной игрушки на Орловщине,
Наталья Фролова совместно с мужем Александром овладели навыками изготовления
игрушки и обучили им обоих детей. Не ограничившись одним только плешковским
регионом, мастера принялись восстанавливать уже утраченную чер-нышинскую
глиняную расписную игрушку, происходящую из пограничных мест Орловщины
и Курщины. Эта семья воссоздает и другие утраченные или забытые виды народного
творчества: лоскутную куклу, местный народный костюм, народные музыкальные
наигрыши. Если Фроловым не удается восстановить традиции по устным преданиям,
они ведут поиски в архивах, музеях, библиотеках. Что может быть органичнее
и полнее этого явления - народный мастер-творец, исследователь и просветитель!
Еще недавно на предприятиях народных художественных промыслов семейная
преем-ственность была явлением довольно редким, оказывались определенные
установки прошлых десятилетий, предубежденное отношение к совместно работающим
сородичам. И все-таки выставка, развернувшаяся в выставочных залах Союза
художников России (ул. Тверская, 25), продемонстрировала, что семейная
преемственность жива и в традиционных промыслах. На подмосковных промыслах
и в селе Богородском (Смирновы, Журавлевы), и в Гжели (Бидак, Хазовы,
Ца-регородцевы и др.) и в селе Жостово (Лапшины, Антиповы, Мажаевы, Савельевы,
Гончаровы, Графовы), и в Федоскине (Козловы, Рогатовы, Ларишевы) далеко
не исчерпаны многообразия семейного сотрудничества.
Немало таких примеров и по России. На промыслах лаковой миниатюры в Палехе
(Буторины, Щаницыиы, Ермолаевы, Мельниковы), во Мстере (Сосины, Любомудровы,
Молодкины), в Холуе (Митяшины, Харчевы), в Нижегородской области (Веселовы,
Мосины, Сентюревы, Тимофеевы). В Вятке работают династии игрушечниц, среди
них Племянниковы, Ворожцовы и многие другие. Семейные традиции в художественной
обработке серебра сохраняются в г. Великом Устюге Вологодской области.
Еще сильны традиции семейного ремесла особенно по обработке металла (Эрдынеевы,
Санжиевы, Гаджихаликовы, Гусейновы, Алихановы).
Новой страницей в семейном сотрудничестве стала преемственность на исследовательском,
искусствоведческом поприще. Семья искусствоведов Дайн занимается исследованием
проблем народного искусства. Посвящаются и целые выставки исследовательскому
труду искусствоведов - во Всероссийском музее декоративно-прикладного
и народного искусства открывается выставка с показом научных изысканий
искусствоведов В. С. и Н. В. Вороновых в области народного и прикладного
искусства. Диапазон выставки мог быть расширен, если бы в его состав вошли
и представители других искусствоведческих династий. В частности, семьи
Салтыковых. Научная общественность высоко оценивает вклад А. Б. Салтыкова
(1900--1959), занимавшегося теорией и практикой возрождения русского народного
искусства. Его сын А. А. Салтыков (о. Александр), соединяющий одновременно
миссию церковного служения с искусствоведческой работой, обратился к совершенно
неразработанной пока области - области церковного искусства.
В сферах музыкальной жизни тоже немало примеров укрепления семейных традиций.
Это многие ансамбли из небольших русских городов - Александрова и др.
Однако создание всемирного детского оркестра, гастроли и репетиции которого
подолгу будут проходить в разных странах мира, никак не послужат укреплению
семейных традиций, как бы этого ни хотелось организаторам ансамбля. Поэтому
и презентацию оркестра Союзу музыкальных деятелей России лучше было бы
делать не в рамках года семьи. Кроме мастерства детям важнее иметь семейный
очаг и поменьше соблазнов. Семья - это главное.