Орловская игрушка
ГЛАВНОЕ - СЕМЬЯ

Плешковская игрушкаКаталог 1Каталог 2Каталог 3Чернышенская игрушкаКаталог 1Каталог 2Каталог 3Антология творчестваЗаказ игрушекПисьмо мастерамСсылки

тел: (0862) 42-18-23

Спонсор ФитоАптека.ru

Русский вестник №36-44 ст.16, 1994г.

Нынешний год, объявленный годом семьи, ознаменовался в России разными культурными событиями. Как уже сообщалось, в рамках этой программы была показана в Центральном доме художника в Москве выставка "Отцы и дети", отразившая преемственность поколений русских художников реалистов в области живописи и скульптуры.

Другим важным направлением художественной и культурной жизни России явился цикл выставок, посвященных преемственности в народном искусстве. Удивило и обрадовало то, что несмотря на столь длительные гонения и запрещения кустарного творчества, оно сохранилось в семьях индивидуально работающих народных мастеров. Выставка произведений семьи Шевелевых из старинного города Каргополя Архангельской области, показанная в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, - наиболее яркий тому пример. Гончарство здесь - дело родовое. Им занимались и продолжают заниматься в семье Шевелевых и стар, и млад. К гончарству добавляется еще глиняная иг-рушка, самобытная каргопольская, скупая на краски, несущая вековую народную M.I мять.

В этой семье дружно работающих мастеров самая младшая - Лиза Шевелева. Она умеет не только лепить и расписывать игрушку, но еще и плести из бересты различные предметы домашнего обихода, ткать половики из ветоши и лоскута. Безусловно, одаренность в наших детях идет в равной степени и по мужской и по женской линии, что именно она непредсказуемым и таинственным образом проявляется в каждой русской семье, если в ней сохраняется традиционный уклад, здоровая среда, доброе наставничество старшими младших.

Интересным проявлением коллективного семейного творчества стала выставка "Народное искусство Орловщины", состоявшаяся в Народной галерее Москвы, особенно в разделе произведений, созданных семьей народных мастеров Фроловых. Подхватив традиции почти угасшего (оставалась од-на-единственная нетрудоспособная мастерица) промысла плешковской глиняной игрушки на Орловщине, Наталья Фролова совместно с мужем Александром овладели навыками изготовления игрушки и обучили им обоих детей. Не ограничившись одним только плешковским регионом, мастера принялись восстанавливать уже утраченную чер-нышинскую глиняную расписную игрушку, происходящую из пограничных мест Орловщины и Курщины. Эта семья воссоздает и другие утраченные или забытые виды народного творчества: лоскутную куклу, местный народный костюм, народные музыкальные наигрыши. Если Фроловым не удается восстановить традиции по устным преданиям, они ведут поиски в архивах, музеях, библиотеках. Что может быть органичнее и полнее этого явления - народный мастер-творец, исследователь и просветитель!

Еще недавно на предприятиях народных художественных промыслов семейная преем-ственность была явлением довольно редким, оказывались определенные установки прошлых десятилетий, предубежденное отношение к совместно работающим сородичам. И все-таки выставка, развернувшаяся в выставочных залах Союза художников России (ул. Тверская, 25), продемонстрировала, что семейная преемственность жива и в традиционных промыслах. На подмосковных промыслах и в селе Богородском (Смирновы, Журавлевы), и в Гжели (Бидак, Хазовы, Ца-регородцевы и др.) и в селе Жостово (Лапшины, Антиповы, Мажаевы, Савельевы, Гончаровы, Графовы), и в Федоскине (Козловы, Рогатовы, Ларишевы) далеко не исчерпаны многообразия семейного сотрудничества.

Немало таких примеров и по России. На промыслах лаковой миниатюры в Палехе (Буторины, Щаницыиы, Ермолаевы, Мельниковы), во Мстере (Сосины, Любомудровы, Молодкины), в Холуе (Митяшины, Харчевы), в Нижегородской области (Веселовы, Мосины, Сентюревы, Тимофеевы). В Вятке работают династии игрушечниц, среди них Племянниковы, Ворожцовы и многие другие. Семейные традиции в художественной обработке серебра сохраняются в г. Великом Устюге Вологодской области. Еще сильны традиции семейного ремесла особенно по обработке металла (Эрдынеевы, Санжиевы, Гаджихаликовы, Гусейновы, Алихановы).
Новой страницей в семейном сотрудничестве стала преемственность на исследовательском, искусствоведческом поприще. Семья искусствоведов Дайн занимается исследованием проблем народного искусства. Посвящаются и целые выставки исследовательскому труду искусствоведов - во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка с показом научных изысканий искусствоведов В. С. и Н. В. Вороновых в области народного и прикладного искусства. Диапазон выставки мог быть расширен, если бы в его состав вошли и представители других искусствоведческих династий. В частности, семьи Салтыковых. Научная общественность высоко оценивает вклад А. Б. Салтыкова (1900--1959), занимавшегося теорией и практикой возрождения русского народного искусства. Его сын А. А. Салтыков (о. Александр), соединяющий одновременно миссию церковного служения с искусствоведческой работой, обратился к совершенно неразработанной пока области - области церковного искусства.
В сферах музыкальной жизни тоже немало примеров укрепления семейных традиций. Это многие ансамбли из небольших русских городов - Александрова и др. Однако создание всемирного детского оркестра, гастроли и репетиции которого подолгу будут проходить в разных странах мира, никак не послужат укреплению семейных традиций, как бы этого ни хотелось организаторам ансамбля. Поэтому и презентацию оркестра Союзу музыкальных деятелей России лучше было бы делать не в рамках года семьи. Кроме мастерства детям важнее иметь семейный очаг и поменьше соблазнов. Семья - это главное.

Л. ТАЕЖНАЯ.

29.10.2005

   
Hosted by uCoz