“Многие
сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде
обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство.
Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком
пути”.
Народный мастер
Н. Фролова.
Плешковский промысел — один из
древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской
области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса,
а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина.
Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная,
розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули”
плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,—
вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки.
История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной
(1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой (1911-1990 гг.).
Продолжают традиции плешковского
промысла единственные ученики А. М. Иваниловой народные мастера
Александр Викторович Фролов (1956 г. р.), Наталья Николаевна Фролова
(1955 г. р.), подают надежды их дети Александр и Анна. Работы
этих мастеров можно видеть в музеях, на выставках народного искусства,
на фестивалях и фольклорных праздниках. Большим успехом плешковские
игрушки пользовались на фестивалях в Германии, Франции, США и
Италии.
Мастера из поколения в поколение
лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее,
наделяя новым смыслом. Плешковская игрушка не просто детская забава,
ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину
истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах
и несли в себе знаки тотемов и богов.
Жители здешних мест утверждают, что в мае
месяце в этих краях праздновали “Свистунью”. Звонким свистом выгоняли
из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось.
Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек —
свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это
знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — “травня”
(древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали
в себе ритуальное, обрядовое значение.
Любимые сюжеты плешковских
мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного
забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие
добру и благу.
Птица (петух, курица, утица)
— главный древний смысл — оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась
знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником
хорошего урожая. “Где утка шла — там рожь густа”. Петух — представитель
пламени, которым сжигает солнце.
Птица-русалка — загадочная
птица-дева с человеческим лицом, у южнорусских племен — дух растительности.
Она жила на деревьях и летала над полями. Вспомним у А. С. Пушкина:
“...Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит...”
Олень был связан с
образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а
также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих
все живое.
“Русская троица” —
между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая
фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.
Конь, конник — знак
неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия
и хорошей погоды.
Ладья — разновидность
“русской троицы”, справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее
зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка.
В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде
дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально
“конников”). Главная функция — помощь людям.
Баран — знак богатства,
жизненного успеха и знатности.
Корова, коза — знак
плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье —
при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать,
что бродит “ржаной” козел или корова.
Баба — связь с культурой
наших предков, особенно проявляется в образе плешковской бабы.
Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское изображение
плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой
древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом
плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос), тот
же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком.
Роспись плешковской бабы в основном состоит из солярных знаков
— двойной крест, пятна с мелкими точками. Иногда появляются вертикальные
линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная
дождем. Земля и женщина в языческой культуре едины в смысле и
назначении своем. Великая Богиня, “Мать Сыра Земля” — это земля,
способная дать жизнь всеми живому.
Музеи, в которых хранятся игрушки
народных мастеров Фроловых:
— Тульский художественный музей.
— Смоленский музей-заповедник.
— Красноярский городской музей.
— Загорский музей игрушки (в Сергиевом посаде).
— Орловский областной краеведческий музей.
— Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
в г. Москве на ул. Делегатской.
— Новосибирский областной краеведческий музей.
— Новосибирская картинная галерея.
— Гессенский музей кукол (ФРГ).