... Судьба этой семьи складывалась не просто. Они - не
потомственные мастера. Словосочетание “потомственная династия”, которое
могло бы для Фроловых безотказно открыть двери выставочных залов, сразу
привлечь внимание многих исследователей, к ним не подходит. А ведь одиниз главных законов народного искусства - это закон традиции, передачииз поколения в поколение, от прадедов к внукам, секретов мастерства,
приемов лепки, мотивов росписи. Народный мастер лепит так, как учили его
отец и дед, как лепили его далекие предки. Поэтому в игрушке многое напоминает
древнюю ритуальную скульптуру: кукла, баба — богиню плодородия; коньки,
коровки, олени - аллегорические изображения Солнца, тотемы далекого прошлого…
Для многих народных мастеров родовитость стала своеобразной
визитной карточкой. Им, может быть, проще. Фроловым труднее - они горожане.
Их игрушку до сих пор многие встречают настороженно: “Кто родители? Были
ли игрушечниками? Не были? Значит, игрушка Фроловых - новодел, не настоящая,
не корневая. Почему живут в Орле, а не в деревне? Дух игрушки, народного
искусства там, в русском селе”.
По бытовому укладу, по характеру мировоззрения Фроловы
- вполне
городская семья. И даже, как вспоминает Наталия Николаевна Фролова, в роду -
по линии матери -
были дворяне. А вот другой прадед делал гармошки.
И до сих пор бабушка, дедушка, отец, живущие в Ливнах Орловской области,
играют на гармошках. Разве это может пройти незамеченным доя потомков,
разве по не укореняет игрушку Наталии Николаевны в самый плодоносный слой
народной культуры, разве это не влияет на” формирование духовного склада
детей в семье Фроловых?! Не случайно поэтому сын Фроловых виртуозно играет на
балалайке, дочка - на губной гармошке, оба поют народные песни и лепят
крестьянскую игрушку.
Познакомившись поближе с Фроловыми, понимаешь, что это особый тип семьи,
своеобразный оазис народной культуры, особая атмосфера внутри которой
определяется любовью всех ее членов к народному искусству, подчинявших
этой любви весь склад своей жизни. Город дал им образование и профессиональные
знания - то, без чего им было бы не под силу освоить столь многочисленные
виды деятельности, так или иначе связанные с главным -созданием игрушки.
Среди их творческих увлечений - краеведение,
коллекционирование, этнография и искусствоведение, педагогическая
деятельность, популяризация народного искусства и орловской игрушки. Простому
деревенскому мастеру столь разносторонняя деятельность была бы не под
силу, “Люди должны знать свои корни, - говорит Наташа Фролова. -Человеку
не должна отказывать память. Когда-то к нам в Ливны приезжали журналисты
из “Работницы”. Был глубокий, задушевный разговор. Что останется от Ливен?
Нет, не заводы, исказившие лицо старого города. Останется ливенская гармошка,
плешковская игрушка - настоящее, корневое. Этот разговор надолго запомнился.
Я поняла, что надо, хоть и трудно, служить истинному делу”.
Наталия Фролова закончила Орловский педагогический институт, художественно-графическое
отделение. По распределению приехала в Ливны. Вышла замуж. Работала в
заводской студии, здесь увлеклась плсшковской игрушкой, познакомилась
с работами талантливой мастерицы Александры Михайловны Иваниловой. Изучив
историю промысла, коллекции старого Плешкова, Наташа пришла постепенно
к своей игрушке, которая сохраняет старые сюжеты и облик, но стала аккуратнее,
четче по лепке и росписи, иными словами - зрелищнее.
Она предназначена не только для детской забавы, но и для взрослого
человека - любителя и знатока народного искусства.
Постепенно увлекся игрушкой и муж Наташи - Александр
Викторович. Получивший техническое образование, но от природы способный
к искусству скульптуры, он нашел свою неповторимую интонацию, особый почерк,
благодаря чему его работы всегда узнаваемы. В них есть основательность,
крепость, цельность. Игрушка его не хрупкая, не миниатюрная, а достаточно
массивная, умещающаяся на большой мужской ладони.
У игрушки детей Фроловых тоже особые черты. Она более
живая, непосредственная, наивная. И в этом она ближе к источнику, к старой
традиции, так как видение деревенского мастера во многом близко видению
ребенка. Детские игрушки не всегда симметричны, вылеплены не гладко. Но
в них много доброты, теплоты, искренности.
Плешковская игрушка среди многочисленных промыслов русской
игрушки отличается особенным своеобразием. Она выполнена из глины нежно-кремового
оттенка, с вкраплениями блестящего кварца, и не окрашена целиком, но лишь
слегка декорирована пятнышками оранжевой и зеленой краски. Эти краски
Фроловы, делают по старому рецепту - из тертого кирпича и из сока лопуха.
Грудки плешковских петухов и курочек украшают красивые лепные защипы -
“гармошечкой”,а вместо одной руки у плешковской куклы - свисток.
Облик игрушки на удивление прост. Но в этой простоте
и заключается наиболее привлекательная ее черта. Фигурки персонажей вылеплены
так, чтобы не показать, но назвать предмет, лаконично, в два-три приема
лепки, без лишних деталей. В своей условности и простоте плешковская игрушка
сродни произведениям эпохи Бронзового века. Неолита. Народный мастер передаст
лишь самое существенное, упуская незначительное. Этим врожденным качествам
труднее всего научиться. Непотомственному мастеру в этом деле помогает
народный склад характера, души, пусть он и житель города. Именно так получилось
у Фроловых. Их игрушка сблизилась с деревенской, корневой, не только по
внешнему облику, но и по внутреннему настрою. И стала, поэтому, частью
истории Плешковского центра.
Вслед за плешковской игрушкой Фроловы обретались к изучению
другого центра в Орловской области - деревни Чернышино Новосильского района.
Считалось, промысел этот угас в начале века. На самом же деле игрушку
лепили здесь вплоть до 1950-х годов. Фроловы познакомились с чудесными
мастерицами Анной Харитоновной Афанасовой, Пелагеей Павловной Клининой,
Еленой Алексеевной Шиляевой, вспомнившими секреты своего ремесла. Постепенно
Наталия Фролова сама перешла на лепку чернышинской игрушки. В ней она
проявила себя гораздо более ярко как мастер. В этом ей, несомненно, помог
опыт освоения плешковской игрушки.
Чернышинская игрушка Наталии Фроловой - это собирательный
образ русской народной игрушки в целом: архаичной, уходящей корнями в
глубокую древность, совершенной в простоте приемов исполнения, в своей
пластике и росписи, сочетающей черты монументальности и изящества. На
проходившей в Орле выставке, организованной с помощью Фроловых, жители
города смогли познакомиться с игрушкой Чернышино - и деревенских мастериц,
и Фроловых.
... В наши дни продолжение традиции деревенского промысла
в городе, - явление не редкое. Инициатива возрождения народных ремесел,
в том числе и игрушки, принадлежит сегодня исследователям, знатокам, любителям
народного искусства, а они, как правило, люди городские. Поэтому появляются
как бы городские ветви деревенских промыслов. Так филимоновская игрушка
продолжается в Туле и в Одессе, абашсвская - в Бедно-демьянске и Пензе.
Это не значит, что народная игрушка навсегда переселяется в город. Видимо,
лишь на время духовного запустения русской деревни. Честь и хвала горожанам,
что взялись возрождать народные традиции. Благодаря им искусство это не
угаснет. И; хочется верить, вернется со временем к своим истокам, в русскую
деревню — на родину народной игрушки.
Т.ВИЛЬДАНОВА, искусствовед музея на Делегатской (г.
Москва)