Статья в газете "Художник
России" №15(29) 16-30 сентября 1994г. ст.4.
В трудные времена для Отечества все чаще мы оглядываемся
назад, ищем опору и поддержку в прошлом своего народа, возвращаемся к
истокам, к своим глубинными корням. Интерес к национальной культуре на
Орловщине велик. Все чаще можно услышать орловскую песню, увидеть традиционный
крестьянский костюм, возвращаются к жизни забытые промыслы и ремесла.
Принято было считать, что Чернышенский игрушечный промысел
угас в 30-х годах. На самом же деле мастера в этой деревне продолжали
работать и после войны. Эту игрушку мы встретили случайно в Загорском
музее игрушки, изучая там другой орловский промысел — плешковский.
Но самое удивительное нас ожидало в деревне Чернышино
Новосельского района, где мы познакомились с живущими и ныне масте-рицами
П. П. Клениной, А. X. Афанасовой и Е. А. Шеляевой.
Развитие гончарного ремесла в этом крае идет от казаков,
поселившихся для охраны рубежей на Орловщине во времена Ивана Грозного.
Фамилии у них в основном были украинские, поэтому место, где глину брали,
так в народе и прозвали "Хохлов Верх". Жители д, Чернышино были
крепостные - "барские". К своему основному доходу добавляли
заработки от какого-либо промысла.
Интересные воспоминания об этом промысле оставил В. Н.
Глаголев - учитель рисования в Новосиле, большой любитель этой игрушки.
Благодаря его энтузиазму чернышинские игрушки начала века есть в собраниях
многих музеев нашей страны.
Глаголев пишет в 1933 г.: "Производством игрушки
в этих местах занимались только женщины. По давно сложившемуся обычаю
ни от семьи, ни от мужа на свой расход крестьянка ничего не получала,
а пользовалась приходом от продажи молочных скопов и изделий женского
производствам холста, пряжи, вязания и остатков растительного сырья. В
начале XX века было занято значительное количество женщин, но как только
на рынке появилась фабричная и кустарная игрушка, часто штампованная,
местное производство стало снижаться.
Доступность по цене и традиционный обычай покупать именно
глиняную игрушку делали ее популярной. Несмотря на повышенную цену, игрушки
быстро раскупались населением.
В период ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались заунывными
звуками свистулек. Поднятие этого промысла весьма желательно, но на него
не обращено еще внимание местных деятелей".
Еще в начале века В. Н. Глаголев пытался обратить внимание
на угасающий уникальный промысел.
О том, как лепили игрушки, рассказывала мастерица Елена
Алексеевна Шеляева (1911 - 1994), к сожалению, в марте месяце ушедшая
из жизни.
"Собираемся и холь. Ни то сено косить, ни то за
глиной у Верх. Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, тут и ходили.
Глину принесешь и вот бабки собираются, нары сделают и кто какую сумеет,
такую и сляпает. Настановишь их, посушишь. Тут пойдут солнушные дни, они
обветриют. Ну два дня, а может; три - когда успеет.
А тут ямочки выроют, а в ямочки эти постановят и зажигают
под них гнилушечек каких-нибудь.
День прожгут, ночь простоят и они как раз звонкие выходят.
Потом остынут, вытаскивают, ставят их в рядок на лужочке,
начинают красить перышком. Разукрашивали, как понравится, полосочками.
Лад накладали, лад - свистки делали, одну дырочку наспрось, а то на боках
слаживали. Делали на наш праздник - Препловены. К этому празднику выносили
каждый свое, что сделал.
Мы делали кукол. Куклу сделаешь, два дитя ей посадишь,
тут и нарядишь. Косы делали, как мы ходили. Был у нас оброк - косы, да
пустушки (бисер), так и напишешь всю. Раньше, что на елке, то бывало и
на бабе. Хорошо было, хоть и какая чучела, а поглядишь - дюже уж хорошо
было".
Называли мастерицы свои игрушки домодельными, или "ляпуш-ками".
Анна Харитоновна Афанасова (1924 г. р.) рассказывает:
"После войны недостаток был, вот мы и промышляли "ляпушками".
"Захочешь папки — протянешь лапки", так бывало моя бабушка говорила,
знатная была мастерица Прасковья Павловна Чумичева (1869 — 1955). А папками
у нас хлеб называли. А за то, что кукушек делали, называли нас в народе
"тетерошниками".
И действительно, в чернышинской пластике не встретишь
домашнюю птицу, как в плешковской Игрушке. Лепили они в основном только
кукушек. А связано это было с преобладанием в местной обрядовой структуре
своеобразного культа кукушки. Кукушка отождествлялась с весной, это "божья"
птица - вещая. Предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу не только
человека, но по существу всех природных явлений. Кукушка заключала в себе
птичий образ женского божества, наделенного тайной высшей силой пророчества,
что изначально приводит к древнейшему культу бога Рода и рожениц,
В кукушку превращали женщину с несчастной судьбой (нарушившую
нормы поведения). С этим превращением связаны большинство мифологических
легенд славянского населения о происхождении кукушки. Кукушка носитель
сакральной силы, которая проявляется в народных представлениях о ней как
о защитнике скота. "Кукушка, прокукуй мою скотинку", - просили
крестьяне. Трава "кукушкины слезки" участвовала в обрядах, связанных
с браком.
В этих местах с Вознесенья по Духов день проходил Обряд
"Похороны и крещение кукушки". Что интересно, чернышинскую игрушку
продавали только на двух ярмарках, именно в "кукушечье" время
года.
Чернышинские мастерицы расписывали свои игрушки полосками,
напоминающими живое оперение птицы. Даже у кукол-кормилок на шее элементы
кукушечьей росписи - чередующиеся полоски - своеобразное напоминание о
магической связи женщины и кукушки.
Н. ФРОЛОВА, народный мастер, член Союза художников России.
29.10.2005
|