Орловская игрушка
БРИЛЛИАНТЫ ОРЛОВСКИЕ

Плешковская игрушкаКаталог 1Каталог 2Каталог 3Чернышенская игрушкаКаталог 1Каталог 2Каталог 3Антология творчестваЗаказ игрушекПисьмо мастерамСсылки

тел: (0862) 42-18-23

Спонсор ФитоАптека.ru

Ж/л "КЛУБ" №10 1993г.

Н. ФРОЛОВА,
народный мастер,
член Союза художников РФ

Богата земля орловская. Издревле славилась она мастерами искусными. Особо почитались гончары-кудесники. В конце прошлого века в губернии существовало около четырехсот гончарных центров. Один из давних - плешковский промысел в Ливенском районе.
Вертели плешковцы на гончарном круге посуду: кубаны, квасники, макидры; формовали кирпич, даже дома себе ставили из самана. "А для детишек, - говорили мастера, - чтоб им не обидно было, лепили игрушки. Выручки от них на копейку, мороки много, а без них скучно". Давно это было. Вместо шумной деревни Плешково в 40 дворов - пустырь. Лишь стоят кое-где забро-шенные дома с пустыми глазницами - окон...

Но мне посчастливилось встретиться с самобытной мастерицей Александрой Михайловной Ивани-ловой. Это она дала мне уроки "игрушечного" искусства, помогла проникнуть в какой-то особый, неповторимый мир плешковской игрушки.

Она проста, архаична, словно, не тронута временем и современной культурой. Но недаром говорят: "Там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - нет ни одного".

Жители здешних мест утверждают, что в мае, на Николу, праздновали их предки "Свистунью". Звонким свистом выгоняли из домов и сердец все злое да черное, что за зиму накопилось; верили, что солнце от этого жарче греет.

Возможно, с этим связана и роспись плешковских игрушек, традиционно выполненная тертым кирпичом и соком лопуха. Пятна, произвольно покрывающие игрушки, напоминают знаки колоса и травы - символическое обозначение мая.

Только у плешковской бабы встречаются вертикальные и волнистые полосы - знаки падающего дождя и земли, напоенной дождем. Земля и женщина едины в смысле и назначении своем.
Сюжеты плешковской игрушки не только тесно связаны с обыденной жизнью крестьян, но и несут в себе образы древнерусского сознания и уходят в глубину народной памяти. То, что сейчас современный человек воспринимает как игрушку, забаву, когда-то участвовало в магических обрядах и несло в себе знаки тотемов и богов. Глиняные изображения наполнялись понятием солнца и неба, звери-тотемы были наделены космическим и божественным смыслом.

С того времени многое изменилось, игрушки давно перешли в детские руки, но тем не менее они до сих пор несут в себе все знаки русского пантеона и порой свое магическое значение.
Интерес к древней культуре велик, поэтому я позволю себе напомнить некоторое символическре значение игрушечных изображений.

Медведь - наш предок, пращур, символ могущества и плодородия, а также русской нации. Он всегда пользовался особым уважением, возможно, поэтому игрушку-медведя чаще-всего делают без свистка.

Олень - знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же олень был знаком славянских богинь Рожаниц - матери и дочери.

Конь, конник - знак неба и солнца, совершающего свой путь по небу на колеснице.

Баран - знак богатства, знатности и жизненного успеха.

Корова и коза - знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля.

Птица (петух, курица, утица) - олицетворяла весну, тепло, солнце, являлась знаком воскрешения природы, пробуждения земли, рассвета. Птица - знак хорошего урожая.

Птица-русалка - загадочная птица с женским лицом, дух растительности, охраняющая урожай, она летала над полями и жила на деревьях. Вспомним у А. С. Пушкина: "...Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит..."

Второй игрушечный промысел на Орловщине находился в Новосиль-ском районе, в Чернышино. Это один из загадочных и малоизученных центров традиционной культуры России. Он был "похоронен" еще в 30-х годах нашего столетия. Хотя игрушки лепили здесь вплоть до 50-х годов. До сих пор живут в деревне мастерицы.
В округе живописной деревеньки Чернышино прекрасная глина. Это способствовало развитию гончарного производства. Причем оно идет от казаков, вызванных Иваном Грозным для охраны рубежей на Орловщине и крепости в г. Ново-силе (1576 г.).

Развитие гончарного производства в д. Чернышино подтверждается археологическими находками начала века. Но в это время уже гончарную посуду в деревне не делали, лепили только игрушки. Промысел этот был чисто женским.
Сам процесс создания игрушки хотя и не сложен, но требует любви и мастерства. Вот, к примеру, рассказ мастерицы Елены Алексеевны Шеляевой:
"Собираемся и холь... Кто сено косить, а кто за глиной у Верх. Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, тут и ходили. Глину принесешь - и вот бабки собираются, нары сделают и кто какую сумеет игрушку, такую и сляпает. Поставишь их сушить. Тут приду: солнуш-ные дни, они обветриют. Потом ямочки в овраге выроют, игрушки туда все постановют и зажигают под них гнилушечки какие-нибудь. День пожгут, ночь постоят, и они как раз выходят звонкие. А как остынут, вытаскивают их, ставят на лужочек и начинают красить. Раскрашивали как понравится... Лад накладывали, свистки слаживали. Куклы делали - два дитя ей посадишь, косы сделаешь, как мы ходили. Был у нас оброк - косы да пустушки. так и напишешь всю. А пустушки - это бисер, наш был оброк.

Что на елке бывало. то и на бабе. Хорошо было, хоть какая чучела, а поглядеть даже уже хорошо было". Продавали изделия на двух ярмарках - Препловенской и Троицкой. Называли игрушки домодельным или "ляпушками". Все в них были "от земли к земле", то есть связано е жизнью и обычаями крестьян.

Сюжеты игрушек традиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчины встречаются редко, в основном как придаток коню.

В чернышенской игрушке не встретишь домашней птицы, как. например, в плсшковгком промысле. Связано это с различием обрядов, бытовавших в этих районах.

Кукушка в Новосильском крае - это "божья птица", вещая, предвещающая сроки жизни и смерти, а также судьбу не только человека, по и природных явлений. . Кукушка представляла собой птичий образ женского божсства, наделенного тайной силой пророчества. Существовал в этих местах удивительный
весенний обряд "Крещение и похороны кукушки". Трава "кукушкины слезы" участвовала в брачном обряде.

Чернышенские мастерицы расписывают свои игрушки полосками, напоминающими оперение живой птицы кукушки, - "кукушечья роспись".

Величественны чернышенские куклы. Головные уборы и роспись одежды напоминают крестьянские костюмы XIX - начала XX века. Удалось сохранить, пронести.сквозь века древнейший символ, связанный с культом плодородия, - "четко выставленные питающие груди". Этот признак опять-таки говорит о древнем происхождении чернышен-ской игрушки, когда она, возможно, была предметом культа, корни которого в матриархате и славянском родовом почитании Рожаниц.

Игрушки стары как мир, они были, есть и будут. И в нашем желании ведать, какой была эта игрушка, как ею играли, что она означала, - естественное стремление знать, помнить и свято чтить прошлое своего народа.

Но здесь недостаточно одного нашего энтузиазма. Необходима государственная озабоченность. Нас прежде всего тревожит отсутствие специалистов по традиционной культуре, тем более - по народным промыслам. В вузах их не готовят - не коммерческая профессия.

Кроме того, существует проблема защиты первозданности как плеш-ковской, так и чернышенской игрушки. Появляются дельцы - "копеисты", производящие эрзац и сбывающие свое "искусство" на рынке.

Ну а самое главное - назрела острая необходимость создания в Орле Центра традиционной культуры. Можно назвать его и фоль-клорно-этнографическим центром.

Его организаторами, кроме нас с мужем, Александром Викторовичем, тоже народным мастером, могли бы быть Н. И. Полухина - руководитель фольклорного ансамбля "Светозары", Т. Галкина -- руководитель фольклорного коллектива, Г. А. Яхина - специалист по фольклору, И. И. Борисова - искусствовед. В создании центра могут принять участие и владельцы частных коллекций, областной Краеведческий музей.

Все дело за властью, которая может предоставить помещение для центра и оказать финансовую поддержку.

29.10.2005

   
Hosted by uCoz