Н. ФРОЛОВА,
народный мастер,
член Союза художников РФ
Богата земля орловская. Издревле славилась она мастерами искусными. Особо
почитались гончары-кудесники. В конце прошлого века в губернии существовало
около четырехсот гончарных центров. Один из давних - плешковский промысел
в Ливенском районе.
Вертели плешковцы на гончарном круге посуду: кубаны, квасники, макидры;
формовали кирпич, даже дома себе ставили из самана. "А для детишек,
- говорили мастера, - чтоб им не обидно было, лепили игрушки. Выручки
от них на копейку, мороки много, а без них скучно". Давно это было.
Вместо шумной деревни Плешково в 40 дворов - пустырь. Лишь стоят кое-где
забро-шенные дома с пустыми глазницами - окон...
Но мне
посчастливилось встретиться с самобытной мастерицей Александрой Михайловной
Ивани-ловой. Это она дала мне уроки "игрушечного" искусства,
помогла проникнуть в какой-то особый, неповторимый мир плешковской игрушки.
Она проста, архаична, словно, не тронута временем и современной культурой.
Но недаром говорят: "Там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено
- нет ни одного".
Жители здешних мест утверждают, что в мае, на Николу, праздновали их
предки "Свистунью". Звонким свистом выгоняли из домов и сердец
все злое да черное, что за зиму накопилось; верили, что солнце от этого
жарче греет.
Возможно, с этим связана и роспись плешковских игрушек, традиционно выполненная
тертым кирпичом и соком лопуха. Пятна, произвольно покрывающие игрушки,
напоминают знаки колоса и травы - символическое обозначение мая.
Только
у плешковской бабы встречаются вертикальные и волнистые полосы - знаки
падающего дождя и земли, напоенной дождем. Земля и женщина едины в смысле
и назначении своем.
Сюжеты плешковской игрушки не только тесно связаны с обыденной жизнью
крестьян, но и несут в себе образы древнерусского сознания и уходят в
глубину народной памяти. То, что сейчас современный человек воспринимает
как игрушку, забаву, когда-то участвовало в магических обрядах и несло
в себе знаки тотемов и богов. Глиняные изображения наполнялись понятием
солнца и неба, звери-тотемы были наделены космическим и божественным смыслом.
С того времени многое изменилось, игрушки давно перешли в детские руки,
но тем не менее они до сих пор несут в себе все знаки русского пантеона
и порой свое магическое значение.
Интерес к древней культуре велик, поэтому я позволю себе напомнить некоторое
символическре значение игрушечных изображений.
Медведь - наш предок, пращур, символ могущества и плодородия,
а также русской нации. Он всегда пользовался особым уважением, возможно,
поэтому игрушку-медведя чаще-всего делают без свистка.
Олень - знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же
олень был знаком славянских богинь Рожаниц - матери и дочери.
Конь, конник - знак неба и солнца, совершающего свой путь по небу
на колеснице.
Баран - знак богатства, знатности и жизненного успеха.
Корова и коза - знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля.
Птица (петух, курица, утица) - олицетворяла весну, тепло, солнце,
являлась знаком воскрешения природы, пробуждения земли, рассвета. Птица
- знак хорошего урожая.
Птица-русалка - загадочная птица с женским лицом, дух растительности,
охраняющая урожай, она летала над полями и жила на деревьях. Вспомним
у А. С. Пушкина: "...Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях
сидит..."
Второй
игрушечный промысел на Орловщине находился в Новосиль-ском районе, в Чернышино.
Это один из загадочных и малоизученных центров традиционной культуры России.
Он был "похоронен" еще в 30-х годах нашего столетия. Хотя игрушки
лепили здесь вплоть до 50-х годов. До сих пор живут в деревне мастерицы.
В округе
живописной деревеньки Чернышино прекрасная глина. Это способствовало развитию
гончарного производства. Причем оно идет от казаков, вызванных Иваном
Грозным для охраны рубежей на Орловщине и крепости в г. Ново-силе (1576
г.).
Развитие гончарного производства в д. Чернышино подтверждается археологическими
находками начала века. Но в это время уже гончарную посуду в деревне не
делали, лепили только игрушки. Промысел этот был чисто женским.
Сам процесс создания игрушки хотя и не сложен, но требует любви и мастерства.
Вот, к примеру, рассказ мастерицы Елены Алексеевны Шеляевой:
"Собираемся и холь... Кто сено косить, а кто за глиной у Верх. Как
раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, тут и ходили. Глину принесешь
- и вот бабки собираются, нары сделают и кто какую сумеет игрушку, такую
и сляпает. Поставишь их сушить. Тут приду: солнуш-ные дни, они обветриют.
Потом ямочки в овраге выроют, игрушки туда все постановют и зажигают под
них гнилушечки какие-нибудь. День пожгут, ночь постоят, и они как раз
выходят звонкие. А как остынут, вытаскивают их, ставят на лужочек и начинают
красить. Раскрашивали как понравится... Лад накладывали, свистки слаживали.
Куклы делали - два дитя ей посадишь, косы сделаешь, как мы ходили. Был
у нас оброк - косы да пустушки. так и напишешь всю. А пустушки - это бисер,
наш был оброк.
Что
на елке бывало. то и на бабе. Хорошо было, хоть какая чучела, а поглядеть
даже уже хорошо было". Продавали изделия на двух ярмарках - Препловенской
и Троицкой. Называли игрушки домодельным или "ляпушками". Все
в них были "от земли к земле", то есть связано е жизнью и обычаями
крестьян.
Сюжеты игрушек традиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчины встречаются
редко, в основном как придаток коню.
В чернышенской игрушке не встретишь домашней птицы, как. например, в
плсшковгком промысле. Связано это с различием обрядов, бытовавших в этих
районах.
Кукушка в Новосильском крае - это "божья птица", вещая, предвещающая
сроки жизни и смерти, а также судьбу не только человека, по и природных
явлений. . Кукушка представляла собой птичий образ женского божсства,
наделенного тайной силой пророчества. Существовал в этих местах удивительный
весенний обряд "Крещение и похороны кукушки". Трава "кукушкины
слезы" участвовала в брачном обряде.
Чернышенские мастерицы расписывают свои игрушки полосками, напоминающими
оперение живой птицы кукушки, - "кукушечья роспись".
Величественны чернышенские куклы. Головные уборы и роспись одежды напоминают
крестьянские костюмы XIX - начала XX века. Удалось сохранить, пронести.сквозь
века древнейший символ, связанный с культом плодородия, - "четко
выставленные питающие груди". Этот признак опять-таки говорит о древнем
происхождении чернышен-ской игрушки, когда она, возможно, была предметом
культа, корни которого в матриархате и славянском родовом почитании Рожаниц.
Игрушки стары как мир, они были, есть и будут. И в нашем желании ведать,
какой была эта игрушка, как ею играли, что она означала, - естественное
стремление знать, помнить и свято чтить прошлое своего народа.
Но здесь недостаточно одного нашего энтузиазма. Необходима государственная
озабоченность. Нас прежде всего тревожит отсутствие специалистов по традиционной
культуре, тем более - по народным промыслам. В вузах их не готовят - не
коммерческая профессия.
Кроме того, существует проблема защиты первозданности как плеш-ковской,
так и чернышенской игрушки. Появляются дельцы - "копеисты",
производящие эрзац и сбывающие свое "искусство" на рынке.
Ну а самое главное - назрела острая необходимость создания в Орле Центра
традиционной культуры. Можно назвать его и фоль-клорно-этнографическим
центром.
Его
организаторами, кроме нас с мужем, Александром Викторовичем, тоже народным
мастером, могли бы быть Н. И. Полухина - руководитель фольклорного ансамбля
"Светозары", Т. Галкина -- руководитель фольклорного коллектива,
Г. А. Яхина - специалист по фольклору, И. И. Борисова - искусствовед.
В создании центра могут принять участие и владельцы частных коллекций,
областной Краеведческий музей.
Все дело за властью, которая может предоставить помещение для центра
и оказать финансовую поддержку.